Стимпанк (steampunk, паропанк) — направление самого разнообразного креатива (литература, графика, дизайн, иногда фильмы и музыка) на основе идеи, что мир застыл на технологиях второй половины XIX века и развивал их дальше только в разрезе разновидностей и количественно.
Для прародителей жанра характерен и перенос идей XXI века в антураж века XIX (точнее наоборот, антуража XIX в XXI-й).
Стимпа́нк, или паропа́нк — направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Как правило, стимпанк подразумевает стилизацию под эпоху Викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Элементы стимпанковой стилистики («старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж; летающие корабли-дирижабли; механические роботы) входят и в упрощённо-сказочные, откровенно детские произведения.
Термин «стимпанк» был придуман в 1987 году писателем Кевином Джетером, и изначально являлся пародией на «киберпанк». Зачастую современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина Бэббиджа; программист — клакёр; робот — заводной механизм-автомат и т.д.
Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие полированым металлом и шестернями, некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» различного вида и формы). Ряд художников и дизайнеров работают в стиле, который сами же идентифицируют, как стимпанк
Для прародителей жанра характерен и перенос идей XXI века в антураж века XIX (точнее наоборот, антуража XIX в XXI-й).
Стимпа́нк, или паропа́нк — направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Как правило, стимпанк подразумевает стилизацию под эпоху Викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Элементы стимпанковой стилистики («старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж; летающие корабли-дирижабли; механические роботы) входят и в упрощённо-сказочные, откровенно детские произведения.
Термин «стимпанк» был придуман в 1987 году писателем Кевином Джетером, и изначально являлся пародией на «киберпанк». Зачастую современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина Бэббиджа; программист — клакёр; робот — заводной механизм-автомат и т.д.
Характерными элементами мира стимпанка можно считать:
- технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу) и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с часоподобными циферблатами и стрелками. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
- начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы.
- оружие времён промышленной революции и вариации на его тему
- также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.
- информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа и т. п.), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта и пневмотранспорт.
- одежда и аксессуары викторианской АнглииНаличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие полированым металлом и шестернями, некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» различного вида и формы). Ряд художников и дизайнеров работают в стиле, который сами же идентифицируют, как стимпанк
Типичные черты и приёмы:
- белые надписи на темном
- шрифты: рукописный, шрифт печатной машинки, «газетные» заголовки, «металлические литеры из типографии»
- изображения часов (старинных, как правило, начала 20 века) – циферблатов и стрелок
- шестеренки всех видов, болтики, гаечки
- проволока и металл во всяких видах
- ключики
- кусочки механизмов, веревки
- пуговицы под металл или металлические
- могут быть провода, лучше медные, без пластика, можно прямо пучками
- кусочки грубоватой материи, но иногда и нежные фактуры для контраста
- жемчужинки, ограненные «камни», как правило, в оправе
-флакончики стекла, хорошо если мутного и грязноватого, «состаренные»
- пробка
- молнии
- перышки могут быть, изображения крыльев, птиц (ворон)
- черные кружева
- черные, серые, коричневые цветы
- изображения лампочек, лопастей, ножниц, пишущих машинок, очков, моноклей, линз, старинных фотоаппаратов на треногах, шляп-цилиндров и котелков
- схемы механизмов (от рисунков Леонардо до чертежей Титаника)
- кусочки индустриальных пейзажей (фото, рисунки) – фабрики, вокзалы, трубы, тюрьмы (например, графика Пиранези)
- пряжки, кусочки ремешков
- металлическая сетка (или другая)
- кусочки старых игральных карт
- изображения техники: в основном дирижаблей, воздушных шаров, кораблей, пароходов, автомобилей начала 20 века
- металлические бусины
- изображения и штампы с силуэтами люстр, старых манекенов, скелетов
- множество цифр
- имитация ржавых потеков и пятен
- грубые веревки
- золочение, серебрение, бронзирование
- кусочки кожи, как от переплетов книг или обивки
В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре. Убедительному становлению препятствуют локализованность и разобщённость сообществ приверженцев, а также относительная дороговизна необходимой атрибутики.
источники:
http://www.liveinternet.ru/users/alex-redka/post157016271/
http://www.liveinternet.ru/users/svetlana_duart/post147538917/
http://www.liveinternet.ru/users/alex-redka/post157611876/
- белые надписи на темном
- шрифты: рукописный, шрифт печатной машинки, «газетные» заголовки, «металлические литеры из типографии»
- изображения часов (старинных, как правило, начала 20 века) – циферблатов и стрелок
- шестеренки всех видов, болтики, гаечки
- проволока и металл во всяких видах
- ключики
- кусочки механизмов, веревки
- пуговицы под металл или металлические
- могут быть провода, лучше медные, без пластика, можно прямо пучками
- кусочки грубоватой материи, но иногда и нежные фактуры для контраста
- жемчужинки, ограненные «камни», как правило, в оправе
-флакончики стекла, хорошо если мутного и грязноватого, «состаренные»
- пробка
- молнии
- перышки могут быть, изображения крыльев, птиц (ворон)
- черные кружева
- черные, серые, коричневые цветы
- изображения лампочек, лопастей, ножниц, пишущих машинок, очков, моноклей, линз, старинных фотоаппаратов на треногах, шляп-цилиндров и котелков
- схемы механизмов (от рисунков Леонардо до чертежей Титаника)
- кусочки индустриальных пейзажей (фото, рисунки) – фабрики, вокзалы, трубы, тюрьмы (например, графика Пиранези)
- пряжки, кусочки ремешков
- металлическая сетка (или другая)
- кусочки старых игральных карт
- изображения техники: в основном дирижаблей, воздушных шаров, кораблей, пароходов, автомобилей начала 20 века
- металлические бусины
- изображения и штампы с силуэтами люстр, старых манекенов, скелетов
- множество цифр
- имитация ржавых потеков и пятен
- грубые веревки
- золочение, серебрение, бронзирование
- кусочки кожи, как от переплетов книг или обивки
В настоящее время в общественной среде и массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о формирующейся субкультуре. Убедительному становлению препятствуют локализованность и разобщённость сообществ приверженцев, а также относительная дороговизна необходимой атрибутики.
источники:
http://www.liveinternet.ru/users/alex-redka/post157016271/
http://www.liveinternet.ru/users/svetlana_duart/post147538917/
http://www.liveinternet.ru/users/alex-redka/post157611876/
Комментариев нет:
Отправить комментарий